ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ НА ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

11 апреля 2018
842
0

На сегодняшний день в рамках российского законодательства сложилась обширная нормативно-правовая база, которая регулирует вопросы, связанные с недвижимыми памятниками истории и культуры. Данная правовая база образует как выделенную область законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия, так и затрагивает смежные сферы правовых отношений. Так, требования в области охраны памятников истории и культуры определяют содержание многих положений законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере использования земель и иных природных объектов, законодательства, регулирующего градостроительную деятельность, законодательства о приватизации и т.д.

Необходимо констатировать, что весь комплекс возможных мер и отношений к таковым (сохранение, владение, пользование, распоряжение и государственная охрана) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Российской Федерации, основ законодательства Российской Федерации о культуре, ряда федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Министерства культуры Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации (подпункт «д» пункта 1 статьи 72)  «природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры» находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому, наряду с федеральным законодательством, общественные отношения в области охраны памятников истории и культуры регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Российское законодательство об объектах культурного наследия своей основой и целью имеет реализацию на уровне государственных и общественных структур статьи 44 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый гражданин имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. При этом каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В российском законодательстве центральное место среди нормативных правовых актов в сфере охраны памятников истории и культуры занимает Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ). Актуальность проблемы сохранения культурного наследия подчеркивается объемом законотворческой работы по данной проблеме: с момента вступления в силу и до настоящего времени Федеральный закон № 73-ФЗ пережил уже тридцать шесть редакций. Самую серьезную редакцию вышеназванный закон претерпел в октябре 2014 года, после принятия Федерального закона от 22.10.2014 № 315-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ памятники делятся на памятники, ансамбли и достопримечательные места. Согласно статье 4 вышеназванного закона объекты культурного наследия подразделяются на ОКН федерального, регионального и  местного (муниципального) значения.

Статья 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ определяет цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия: объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Проблеме сохранения и современного использования объекта культурного наследия посвящена глава VII Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ. Под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (п. 1 в ред. Федерального закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ).

Федеральный закон № 73-ФЗ определяет четыре вида работ по сохранению объектов культурного наследия:

- консервация (статья 41);

- ремонт (статья 42);

- реставрация (статья 43);

- приспособление объекта культурного наследия для современного использования.

Немаловажным аспектом федерального законодательства об охране объектов культурного наследия в целях сохранения памятников истории и культуры необходимо считать статью 45 Федерального закона № 73-ФЗ, определяющую порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия возможно при наличии задания на проведение работ, при наличии согласованной соответствующим органом охраны памятников истории и культуры научно-проектной документации, выданного разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. К проведению работ допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, при условии осуществления научного руководства проведением этих работ и авторского надзора за их проведением.

Орган государственной власти при согласовании научно-проектной документации обязан потребовать акт государственной историко-культурной экспертизы. Государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях, в том числе, определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

         Особое внимание хотелось бы обратить на такой вид работ по сохранению объектов культурного наследия, как приспособление для современного использования.

         Федеральным законом № 73-ФЗ предусмотрена возможность изменения площади, количества помещений, частей объекта культурного наследия (статья 40, часть 10 статьи 45). Вместе с тем часть 1 статьи 33 закона говорит о недопустимости изменения облика объекта культурного наследия, а часть 1 статьи 40 – о мерах, направленных на обеспечение физической сохранности памятника истории и культуры. В случае, когда затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, - работы по сохранению памятника истории и культуры должны осуществляться в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса.

В данном случае проектная документация подлежит государственной экспертизе проектной документации, должно быть получено разрешение на строительство и  разрешение на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Важным шагом в нормативном регулировании сферы охраны объектов культурного наследия, несомненно, является разработка и принятие, начиная с 2012 года и по настоящее время, Техническим комитетом по стандартизации «Культурное наследия» (ТК № 82) при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии национальных стандартов Российской Федерации в сфере сохранения объектов культурного наследия:

ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (дата введения в действие – 1 января 2014 г.);

ГОСТ Р 55567-2013 «Порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (дата введения в действие – 1 июня 2014 г.);

ГОСТ Р 55945-2014 «Общие требования к инженерно-геологическим изысканиям и исследованиям для сохранения объектов культурного наследия» (дата введения в действие – 1 января 2015 г.);

ГОСТ Р 56905-2016 «Проведение обмерных и инженерно-геодезических работ на объектах культурного наследия. Общие требования»  (ГОСТ Р от 29 марта 2016 года № 56905-2016).

Елена Викторовна Сергеева,

заместитель руководителя

Управления Министерства

культуры Российской Федерации

по Приволжскому федеральному округу

Подписаться на рассылку

Комментарии

Комментарии после авторизации