ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО)

10 апреля 2018
665
0

Современное международное право включает в себя большое количество международно-правовых актов универсального и регионального характера, которые регламентируют деятельность государств в сфере охраны культурного наследия. Среди ключевых необходимо отметить Гаагскую конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954 г.), Парижскую конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Парижскую конвенцию об охране культурного наследия, находящегося под водой (2001 г.), Принципы Валлетты по сохранению и управлению историческими городами и урбанизированными территориями, принятых XVII Генеральной Ассамблеей ИКОМОС 28 ноября 2011 г., Информационное  руководство ЮНЕСКО «Управление объектами Всемирного культурного наследия» 2013 г. и др.

     Обращаясь к зарубежному законодательству о культурном наследии, следует учесть, что весь послевоенный период (с 1945 г.) главную роль в развитии культурного сотрудничества между государствами, в частности, в области охраны культурного наследия, играет ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры).

Документы ЮНЕСКО в сфере регулирования защиты памятников культуры являются обязательными для выполнения всеми государствами-членами. Они являются своего рода ориентиром для национальных законов государств мира.

Термин «культурное наследие» применительно к недвижимым объектам, представляющим историко-культурную ценность, был введен в международное правовое поле в 1972 году в связи с принятием на XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО Конвенции «Об охране всемирного культурного и природного наследия». До появления данного нормативного акта применялось, к примеру, в Гаагской Конвенции (1899 г.) или «Пакте Рериха» (1935 г.), понятие «культурная ценность».

Итак, в Конвенции от 1972 года под «культурным наследием» понимаются: памятники, ансамбли, достопримечательные места, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки. Особую же ценность культурному наследию, как объекту международно-правовой охраны, придает такое его свойство, как уникальность, неповторимость и невосполнимость.

Государства, ратифицировавшие положения международных правовых актов, обязуются обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на их территории. Для реализации этого Конвенция от 1972 г. устанавливает комплекс мер по сохранению и восстановлению памятников архитектуры, в состав которого входят научные, технические, административные и финансовые составляющие. В 2013 году, как развитие законодательных норм, содержащихся в Международной конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия (1972), было выпущено Информационное руководство «Управление объектами Всемирного культурного наследия» (далее – Руководство).

Особенность зарубежного законодательства об объектах культурного наследия (по сравнению с российским) заключается в том, что сохранению подлежит не только отдельный памятник архитектуры, а также в целом окружающая его городская и природная среда. Здесь следует указать два основных нормативных правовых акта, касающихся указанной проблематики. Это Международная хартия по охране исторических городов (Вашингтонская хартия) (1987 г.) и «Принципы Валлетты» (2011 г.).

Так, Вашингтонская хартия провозглашает принцип защиты архитектурного наследия городов от угроз деградации, разрушения и уничтожения вследствие процессов урбанизации. Вашингтонская хартия определяет принципы и цели, методы и способы деятельности, присущие делу охраны исторических городов, сохранению тех объектов культурной собственности, которые составляют память человечества. Здесь под охраной исторических городов понимаются меры, необходимые для их защиты, консервации и реставрации, а также для непрерывного развития и гармоничной адаптации к современной жизни.

Наравне с Вашингтонской хартией основным для тематики приспособления памятников архитектуры к современному использованию является документ, получивший название «Принципы Валлетты» (2011 г.). Указанный правовой акт подходит к культурному наследию с точки зрения оценки его роли и места в рамках архитектурного пространства города. Ключевым положением при этом является утверждение, согласно которому объекты, обладающие историко-культурной ценностью, и урбанизированные территории являются частями единого целого. Такое отношение к сохранению памятников архитектуры в рамках городского пространства закрепляется понятием «план управления», которое включает в себя стратегии и инструменты, одновременно направленные на защиту наследия и, вместе с тем, отвечающие потребностям современной жизни (учет экономической и общественно значимой составляющих и др.).  Сохранение исторических городов требует усилий, направленных на поддержание традиционной практической деятельности и защиту местного населения. Иначе исторические города рискуют быть потребительским продуктом для массового туризма.

Необходимо отметить, что в ряде международных конвенций нормативно закреплены положения по проведению реставрационных работ.

Так, Венецианской хартией (1964 г.) устанавливаются базовые принципы сохранения памятников архитектуры; это консервация и реставрация. Кроме того, данный нормативный правовой акт разрешает предпринимать работы по приспособлению памятников, необходимость которых вызвана новыми требованиями современной жизни, использовать памятники на благо общества. Однако основное требование при этом – сохранение архитектурной ценности и декора зданий. Более того, новое строительство, разрушения и переделки недопустимы, если они могут изменить взаимосвязь объемов и цветовую гамму.

      Итак, большинство государств мира является сторонами рассмотренных выше международных нормативных правовых актов, что свидетельствует об универсальном характере содержащихся в них правовых норм. Также это свидетельствует о постановке на высокий уровень вопросов сохранения культурного наследия, в частности,  памятников архитектуры, в мире.

Также хотелось бы отметить, что большое внимание охране памятников истории и культуры традиционно уделяют европейские государства, на территории которых сосредоточено значительное количество объектов культурного наследия. Заметную роль в развитии международной охраны культурного наследия играет Совет Европы. Совет Европы – одна из ведущих международных организаций культуры, которые вносят значительный вклад в сохранение и охрану культурного наследия народов мира в Европе. К настоящему времени им принято порядка 200 актов, имеющих разную юридическую силу. Это конвенции, хартии – договоры наиболее универсального и обязательного характера, а также акты, носящие рекомендательный характер (декларации, резолюции, хартии и рекомендации Комитета Министров, рекомендации Консультативной Ассамблеи и Парламентской Ассамблеи, декларации и резолюции конференций министров, ответственных за архитектурное наследие и т.д.). Однако рассмотрение положений европейских законодательных актов и документов Совета Европы, носящих рекомендательный характер, тема отдельного анализа.

Сергей Валентинович Булавский,

руководитель Управления Министерства

культуры Российской Федерации

по Северо-Западному федеральному округу

Подписаться на рассылку

Комментарии

Комментарии после авторизации