Проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части предоставления налоговых льгот владельцам усадебных комплексов и иных объектов культурного наследия)

05 августа 2019
195
0
 
Законопроект разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 04.12.2018 № ОГ-П44-8573, данного по итогам VII Санкт-Петербургского международного культурного форума.
Согласно положениям Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон об объектах культурного наследия) объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия; их государственная охрана является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В целях сохранения объектов культурного наследия в рамках федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» разработан ведомственный проект Минкультуры России «Возрождение исторических усадеб».
Одной из целей ведомственного проекта «Возрождение исторических усадеб» является создание условий для привлечения инвестиций в процесс восстановления и реставрации исторических усадеб (усадебных комплексов).
Наиболее оптимальным способом стимулирования и создания условий для привлечения инвестиций в указанную сферу деятельности Минкультуры России видит в предоставлении налоговых послаблений для владельцев усадебных комплексов.
В настоящее время количество исторических усадеб, в отношении которых проводятся работы по сохранению, крайне незначительно. Сложившаяся ситуация обусловлена дороговизной ремонтно-реставрационных работ, а также значительной финансовой нагрузкой собственников на содержание, эксплуатацию, текущий ремонт усадебных комплексов. Более того, значительное количество исторических усадеб находится в казне Российской Федерации, а основную финансовую нагрузку на содержание и проведение работ по их сохранению несет федеральный бюджет.
В целях решения вопроса сохранения исторических усадеб в Российской Федерации законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ), предусматривающие льготы для владельцев усадебных комплексов.
Одновременно законопроектом предлагается внести отдельные изменения в НК РФ, касающееся иных объектов культурного наследия Российской Федерации.
В соответствии со статьей 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения объекты, являющиеся объектами культурного наследия федерального значения.
Законопроектом предлагается расширить указанную норму и освободить от уплаты налога на имущество организаций также объекты культурного наследия регионального и местного значения.
Кроме того, законопроектом предлагается ввести аналогичную норму и освободить физических лиц от налога на имущество в отношении объектов культурного наследия федерального, регионального или местного значения.
Одновременно законопроектом предусматривается для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые приобрели и восстановили усадьбы, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, возможность применять к основной норме амортизации специальный повышающий коэффициент, равный 3. При этом правом применения повышающего коэффициента могут воспользоваться не все собственники усадеб, а только те, которые приобрели усадьбы, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, а значит требующие вложения значительных средств. Подобная норма позволит владельцам усадеб учитывать понесенные ими расходы на реставрацию, уменьшающие размер налога на прибыль, в ускоренном режиме.
Также законопроектом предлагается освободить от земельного налога собственников земельных участков, на которых расположены усадебные комплексы, являющиеся объектами культурного наследия и находящиеся в неудовлетворительном состоянии, на период восстановления (реставрации) усадебного комплекса, но не более чем на 7 лет.
Кроме того, законопроектом предлагается увеличить имущественный налоговый вычет для граждан с 2 млн. руб. до 4 млн. руб., в случае приобретения жилого дома или квартиры, являющихся объектами культурного наследия.
Одновременно предлагается установить, что физическое лицо-собственник усадебного комплекса имеет право на имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведённых им расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на воссоздание (реставрацию) объекта культурного наследия, но не более 6 млн. рублей (в настоящее время предусмотрен налоговый вычет в размере 3 млн. руб. на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома).
Важно отметить, что после возникновения у частного лица права собственности на усадебный комплекс риски его физической утраты минимизированы Законом об объектах культурного наследия.
В отношении усадебных комплексов, переданных в частную собственность, сохраняются все предусмотренные Законом об объектах культурного наследия обязательства по их сохранению.
В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 11 Закона об объектах культурного наследия в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности объекта культурного наследия и влекущие утрату им своего значения, должностные лица органов охраны объектов культурного наследия имеют право предъявлять в суд соответствующие иски об изъятии из собственности указанных лиц объекта культурного наследия.
Кроме того, пунктом 1 части 1 статьи 5.1 Закона об объектах культурного наследия установлен запрет на строительство на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Также Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (ст. 243).
Усадебный мир России является национальным и культурным достоянием. Учитывая, что передача исторических усадеб в частную собственность сегодня является общемировой практикой, создание благоприятного налогового поля для владельцев усадебных комплексов сделает их более привлекательным объектом для инвестирования и, как следствие, позволит сохранить наше культурное достояние.
 
 
 
 

Подписаться на рассылку

Комментарии

Комментарии после авторизации