Посетителей крупнейшей международной выставки познакомили с нижегородской беляной

16 ноября 2019
272
0

На прошедшей в начале ноября V Международной выставке по сохранению, реставрации, использованию и популяризации объектов культурного наследия и музейной техники «denkmal, Россия - Москва 2019» на стенде Нижегородской области внимание посетителей привлек макет необычного деревянного судна - беляны.

Если спросить, что такое беляна, то немногие ответят на этот вопрос. А ведь не так давно, в 30-х годах ХХ века, эти гигантские, даже по нынешним меркам, суда еще можно было встретить на Волге.

Волжские беляны 

Беляна – одно из самых интересных и оригинальных судов, плавающих в Волжском бассейне, оно употреблялось для перевозки преимущественно лесных материалов и двигалось вниз по течению самосплавом. Так как это судно, было рассчитано на один сезон, собиралось оно из несмоленого леса и за свой белый цвет получило название – беляна.

Беляны ведут своё происхождение от древних насадов (каковым именем они иногда и назывались). Тип их вырабатывался в течение долгого времени, постепенно совершенствуясь и увеличиваясь по размерам и грузоподъемности. Но особого расцвета их строительство достигло с развитием пароходства – в 60-х и начале 70-х гг. XIX века, когда на Волге плавало до 500 пароходов, работавших на дровах [1]

Беляны выделялись своими размерами и грузоподъемностью:

«Бѣляны бываютъ длиной 100-200 фут., шириною 35-62 фут., глубиною 9-10 фут.; грузу понести могутъ 100-145 тыс. пуд., съ которым углубляются 6-7 фут. Строются по большой части въ Костромской губернiи на р. Ветлугѣ, и стоютъ 300-700 руб. сереб. Число людей 14-36 челов. Днище бѣляны состоитъ изъ толстых продольных брусьевъ, поперегъ которыхъ, черезъ каждые 1 ½ фута, кладутся офлотины такимъ образомъ, что одинъ конецъ есть кокора, а на другой ставится стойка. Послѣ этого, обдѣлываются бока судна, имѣющiе небольшой уклонъ наружу. Нижняя часть стѣнъ, кругомъ всего судна, стягивается порубнями, коихъ бывает до десяти. Внутри судна по офлотинамъ настилается досчаная обшивка, покрывающая бока до верху бортовъ. Крѣпленiе деревянное и частiю желѣзное. Конопатится мочалою, и пазы залащиваются. Суда эти не покрываются снаружи смолою и не красятся, а остаются чистыми – бѣлыми, - отчего и называются бѣлянами» – писал в 1859 году П. Богославский. [2]

В связи с размерами и назначением судна, конструкция белян имела ряд отличий от других судов барочного типа. Штевни и борта были наклонены в наружную сторону, нос и корма тупые, но не закругленные, как у большинства барок, а заостренные на конце.

Плоское днище белян строилось из толстых еловых брусьев, сосновые борта были несколько тоньше, шпангоуты располагались в середине судна на расстоянии 15-18 дюймов один от другого, а к носу и корме еще чаще. Продольное крепление состояло из 5 и более толстых кильсонов, в добавок к ним клались толстые внутренние бархоты и внешние привальные брусья, называемые в белянах порубнями и набиваемые по 7-8 рядов. Поперечным креплением служили озды от 3-5 до 12 штук, состоящие, обыкновенно, из двух нетолстых бревен, врубаемых комлями в борта судна.

Все составные части корпуса соединялись между собой зубьями и крепились нагелями. Ранее при постройке белян не использовалось ни одного гвоздя, но с увеличением размеров судов, все соединения и стыки, кроме днища, стали скрепляться болтами и железными гвоздями длиной 8-9 вершков. Швы днищевой и бортовой обшивки конопатились паклей или мочалой и покрывались лостом.[1]

Лес для постройки и загрузки беляны добывался по берегам мелких речек Медяна, Чёрная, Лапшанга, Сентяга, Янушка, Уста, Баковка, Беленькая, Яктанга и других, которые впадают в Ветлугу. Происходило это в зимний период. Обычно заготовщики леса уходили на промысел глубокой осенью, после установления устойчивого снежного покрова. Всю зиму они проводили в лесу, валили деревья и готовили их для дальнейшей транспортировки. Весной, сразу же после прохода льда, заготовленные брёвна сплавлялись до Ветлуги, где им придавался товарный вид, то есть, из брёвен изготавливались брусья, доски разных толщин и размеров, шпалы, а также часть брёвен распиливалась на дрова. Перед началом сплава брёвна связывались в небольшие плоты. После доставки брёвен к месту впадения речки в Ветлугу, начиналось проведение лесопильных работ, когда простые брёвна превращались в полезную древесину в виде досок, брусьев и т. д. После того как брёвна были обработаны, и река входила в берега после весеннего половодья, начиналось строительство беляны. Как правило, на строительство уходило всё лето до осени. [3]

Очень оригинальна сама загрузка белян, требующая большой опытности и сноровки, о которых старинная народная пословица говорила: «Разберу беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами». [1]

Лес укладывался на днище прямоугольным штабелем    с пролетами, для проветривания и удобства проведения ремонтных работ. Груз не касался бортов, для противодействия внешнему давлению воды в промежутках между бортами и грузом вставляли особые клинья, которые по мере усыхания дерева заменялись все большими и большими по размеру. При превышении грузом высоты бортов, площадь его постепенно расширялась, выходя за борта и образуя так называемые роспуски или разносы (свесы), располагаемые на толстых бревнах симметрично на ту и другую сторону в целях равновесия. Роспуски укладывались так же с пролетами для проветривания и предупреждения появления плесени.

Палуба беляны настилалась либо из теса, либо из пиленых досок и бывала настолько велика, что походила на палубу современного авианосца. На ней ставили 2-4 ворота для подъема больших якорей и натяжения удерживающих руль канатов. Ближе к корме на беляне ради равновесия устанавливали по две небольшие избушки — «казенки», служившие местом обитания команды судна. Между крышами избушек перекидывался высокий поперечный мостик с резной будкой посредине, в которой находился лоцман.

Управлялась беляна при помощи огромного руля, который устанавливался на носу судна, и лотов. Лоты использовались для регулирования скорости судна и при маневрировании. Кроме этого, беляна оснащалась якорями и помпами для откачки воды.

Стоимость белян в конце XIX века колебалась от 550 до 4 000 рублей и в среднем составляла около 2 000 руб. [1]

Служили беляны одну путину и, доставив груз, эти уникальные суда разбирались так, что от них ничего не оставалось. «Казенки» продавались как готовые избы, лес шел на строительный материал, пенька, рогожи и канаты, крепеж – все приносило доход владельцам белян. Только небольшие беляны, нагрузившись в Астрахани рыбой, шли назад, влекомые бурлаками, но потом их тоже разбирали и продавали на дрова.

Уникальная находка

Причина появления беляны на стенде Нижегородской области неслучайна. Несколько лет назад в нашей области, на берегах Ветлуги, была обнаружена уникальная находка.

Туристы, сплавлявшиеся на байдарках по реке Ветлуге, увидели выступающие из берега остатки деревянного судна. Они сообщили о своей находке в Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, и с 2016 года начались научные исследования этого артефакта.

О проведенных археологических исследованиях на страницах журнала Института Наследия рассказал руководитель экспедиции – доктор педагогических наук, профессор, генеральный директор Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Ю. В. Филиппов:

«В результате археологических исследований 2017-2018 гг. были получены весьма интересные факты. Обследуемое судно расположено в геоморфологическом районе Присредневетлужской низины, которая сформирована на месте древних речных долин и приурочена к ложбинам водно-ледникового стока. Она сложена в основном песками и имеет четвертичный покров в 10 и более метров при ширине 20-25 километров. Низина покрыта сосновыми борами, развитыми на придолинных зандрах. Объект расположен в пойме левого берега реки Ветлуга, напротив деревни Исаиха. Отметки дневной поверхности в зоне исследуемого объекта – 87-92 м в БСВ. В 2017-2018 годах было вскрыто около 700 квадратных метров площади и выявлен контур судна, выяснены некоторые особенности конструкций.

Забегая вперёд, можно отметить, что конструкции были расчищены на высоту около 40 сантиметров. Углубляться не позволили грунтовые воды, а сооружение системы водоотведения было запланировано на 2019 год. Судно развёрнуто по отношению к современному руслу Ветлуги под углом, близком к прямому. При раскопках зафиксированы такие детали судна, как шпангоуты (опруги), стрингеры (привальные брусья), внешняя и внутренняя обшивки и бимс. Сечение шпангоутов достигает размеров 26х27 см, а расстояние между ними колеблется в пределах 30-40 см. Такая конструкция является очень мощной и сразу становится понятно, что это судно было предназначено для перевозки очень тяжёлых грузов. По правому и левому бортам наблюдаются элементы продольного набора скелета судна – стрингеры, сечением 19х27 см. Они врезаны в шпангоуты на 2-4 см и прикреплены мощным болтом с резьбой и прямоугольной гайкой.

По всей площади судна был произведён зондаж при помощи металлического щупа. Глубина от уровня, вскрытого при раскопках до дна судна, составляет около 1,1 метра.

Параллельно с раскопками судна, производились почвоведческие исследования речных наносов, образовавшихся над объектом. Судно включено в отложения прирусловой пойменной зоны и первой гривы центральной пойменной зоны высокой поймы, отделенные от русла р. Ветлуги молодой поймой. Возможность выделения пойменных зон говорит об относительно длительном периоде формирования территории проведения исследования. Период зарождения и становления молодой поймы составляет до 100 лет; длительность формирования высокой поймы несколько сотен, а иногда и тысяч лет; формирование одной пойменной гривы, на примере нижней Вычегды, занимает около 100 лет. Учитывая вышесказанное, можно предположить, что возраст речных наносов над судном составляет примерно 300-350 лет. На верхнем слое, уже сформировавшемся гумусном, растут деревья, которые в ходе раскопок были спилены. Судя по годичным кольцам, их возраст составляет 70-100 лет. Таким образом, время изготовления судна можно отнести к XVII веку, что существенно удревняет время освоения нижегородского лесного Заволжья». [3]

В данный момент судно законсервировано и ожидает продолжения раскопок. Планируется перевезти его в Нижний Новгород и впереди беляну ждет долгая работа по сохранению и реставрации. В дальнейшем уникальная находка ляжет в основу музея флота.

Примечания:

Бархоты (бархоут, баргоут, баркгоут) – поясья наружной обшивки у грузовой ватерлинии. Они всегда делаются несколько толще, чем остальная обшивка, во избежание их быстрого изнашивания;

Кильсон – на деревянных судах продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий не только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами;

Лост – тонкие и узкие дощечки (дранчики), прибиваемые железными скобами вдоль пазов корпуса деревянных речных судов (барок, расшив и пр.)

Лот – чугунный или каменный груз, употребляемый на плотах и сплавных судах для задерживания их движения;

Нагель – деревянный гвоздь, которым скрепляют части деревянных судов;

Озды – прямые балки, ставящиеся под палубой на деревянных судах для связи бортов между собой и противодействия поперечному сжатию судна;

Привальный брус – деревянный брус, идущий вдоль судна примерно на высоте ватерлинии или немного выше;

Шпангоут – поперечное ребро корпуса судна, придающее последнему поперечную прочность.

Литература:

[1] Шубин. И.А. Волга и волжское судоходство. – М.,1927.

[2] Богославский П. О купеческом судостроении в России. Речном и прибрежном // Корп. кораб. инж. штабс-кап. П. Богославский. – СПб: Тип. Мор. Мин-ва, 1859

[3] Филиппов Ю.В. Нижегородская баржа-беляна: прошлое и настоящее // Журнал Института Наследия, 2018/4(15) - Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/255.html

Подписаться на рассылку

Комментарии

Комментарии после авторизации