«ДАВАЙТЕ ПРОАНАЛИЗИРУЕМ, КАК ЭТО ВСЁ РАБОТАЕТ»

20 декабря 2018
413
0

15 декабря 2018 года Владимир Путин провёл в Санкт-Петербурге заседание Совета по культуре и искусству.

Предлагаем ознакомиться с отрывком из стенограммы заседания, который непосредственно касается объектов культурного наследия. Поднял тему председатель Центрального Совета ВООПИК Артём Демидов, который заявил Президенту РФ, что на сегодняшний день в зоне риска находится до четверти историко-культурного наследия, которое стоит в реестре.

«К сожалению, мы теряем наследие не только в отдалённых территориях, малонаселенных территориях Русского Севера, но и в наших городах. Вы упомянули про строительный блок, которому очень сложно противостоять. Вы знаете, я не буду перечислять, это на самом деле происходит очень часто: сносы исторических домов. Я отмечу один признак всех этих действий. Признак заключается в том, что никто не несёт ответственность в результате ни за умышленное действие, ни за халатность, а ведь у нас самое строгое, и я это ответственно говорю, в Европе законодательство об охране культурного наследия. У нас есть уголовная статья, статья в Уголовном кодексе, многомиллионные штрафы, есть даже механизм изъятия памятника у собственника, изъятие земельного участка в случае, если собственником снесён памятник. Примеры такой ответственности сегодня практически отсутствуют. Мне кажется, что это как бы умаляет значение этих норм и несёт определённую угрозу правопорядку просто.
Почему так происходит? Потому что в 2008 году большая часть федеральных полномочий в сфере охраны наследия были переданы в регионы. Прошло десять лет, я думаю, мы можем говорить о каких-то результатах, мы их видим. У Министерства культуры России сегодня критически мало федеральных полномочий. Город федерального значения, историческое поселение – это Томск. Документация на этот город заказывается городской администрацией. Это историческое поселение, Томск, занимает несколько процентов от территории самого, большого Томска, но администрация города планирует его уменьшить ещё в несколько раз. Все федеральные эксперты, даже совет при губернаторе Томской области категорически против, но город отстаивает эту позицию по одной простой причине: они, вероятно, руководствуются сиюминутными какими то, тактическими соображениями – разрешить высотную застройку в городе, как то проще решить те проблемы насущные, которые их беспокоят. Но если Томск – это город федерального, общенационального значения, то, вероятно, здесь должна быть возможность у Министерства культуры, у федеральных властей в это вмешаться.
Обратная ситуация – город Боровск. Мы тоже слышали в последнее время очень много оттуда тревожных вестей. Здесь, наоборот, Министерство культуры разрабатывает проект исторического поселения, а глава города уже торопится побыстрее снести эти, как им кажется, ветхие дома, пока Министерство культуры ещё не издало соответствующий приказ...

Конечно, Владимир Владимирович, регионы заботятся о сохранении культурного наследия. Но мы также понимаем, что во всем комплексе социально-экономических задач, про строительный бизнес скажу, некоторым вопросам не уделяется то внимание, которое может быть уделено только со стороны федеральных структур…

Но каковы системные решения могли бы здесь быть? Нам кажется, и это позиция сообщества, что на федеральном уровне необходимо вернуть структуру, которая была бы наделена специальным полномочием по сохранению наследия. Раньше она называлась Росохранкультура. Мы давали эти предложения в конце 2015 года, но уже этим летом Владимир Ростиславович Мединский такие предложения направил в Правительство. На наш взгляд, это созревшее решение, это очень важно, тем более что как раз в регионах, о которых я говорю, федеральным законом предусмотрено создание таких специальных органов. Росохранкультура, агентство, должно было бы заниматься полным циклом задач: начиная от мониторинга современного состояния, заканчивая сложными вопросами реализации госпрограммы сохранения памятников деревянного зодчества, поддержки реставрационного образования, которое сегодня находится в критическом состоянии, как среднего, так и высшего, и сферой научной реставрации.

И второе предложение уже касается регионов… Нет критерия о сохранности культурного наследия. То есть мы передали все федеральные полномочия в регионы, а с регионов даже об этом не спрашиваем…»

Президент согласился, что с регионов пора спрашивать за деятельность, проведённую в последние годы в сфере сохранения историко-культурного наследия.

«Что касается создания отдельного органа надзора, наверное, можно подумать, хотя мы сейчас идём по пути различных сокращений, тем не менее, давайте вернёмся ещё...

Самая-то главная проблема, которую Вы подняли, – это проблема того, как в регионах Российской Федерации идёт работа по сохранению объектов культурного наследия. Действительно, десять лет тому назад мы значительную часть полномочий в этой сфере передали в регионы по настоятельным просьбам регионов. Они ссылались на то, что из Москвы всего не видно, не уследить, очень много объектов материальной культуры разрушается, а они, регионы, в соответствии с действующим законом даже не могут профинансировать их восстановление, поскольку это и полномочия у Федерации, и собственность Федерации. И тогда после очень долгих споров всё-таки значительная часть полномочий была передана в регионы... Давайте ещё раз проанализируем, как это всё работает. Действительно, времени прошло много, десять лет, и, если нужно, внесём какие то коррективы. Уж точно совершенно Вы правы в том, что если мы передали и полномочия, и собственность, то мы и вполне имеем право спросить, а более того, даже где это исполняется недолжным образом, эти полномочия можно изъять...»

Филиал НП «Росрегионреставрация» возлагает большие надежды на то, что региональные власти отнесутся к словам Президента РФ с должным вниманием.

Фото К. Завражин («Российская газета»)

Подписаться на рассылку

Комментарии

Комментарии после авторизации